Шикарный и возвышенный стиль Наполеоновской империи.
Шикарный и возвышенный стиль Наполеоновской империи.
Ампир (от французского empire, буквально — империя) первоначально сложился во Франции при Наполеоне I и служил воплощению идей государственного могущества. Потомок классицизма, парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи. Великолепие и зрелищность - вот две главные характеристики ампира.
Поэтому в дизайне интерьера используется богатый декор с мотивами военной эмблематики. Формы массивны и упрощены, подчёркнута монументальность. Убранство помещений в стиле ампир производит впечатление удивительной целостности. Мебель ампира, зачастую, не такая удобная: комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями. Предметы интерьера напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шёлковая обивка мебели. Мебель и предметы интерьера служили прежде всего для презентации и подчёркивания возвышенного положения человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи.
Впервые в истории мебели важную роль стала играть фактура материла. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов (горка, обработанный трельяжем книжный шкаф, состоящий из нескольких частей).
Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала, которых было необычайно много. Кроме привычных мест - над камином, между окнами - они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола между ножками мебели. Из отдельных зеркальных отражений складывался целый иллюзорный мир. Чтобы защитить интерьер от вторжения реальности, окно либо занавешивали, либо, согласно выражению французского архитектора Франсуа Блонделя, совсем отказывались от "дурной манеры сверлить стены". Например, в будуаре Марии Луизы единственное круглое окно находится на потолке, а двери замаскированы. Одну или все четыре стены покрывали так называемые панорамные обои, изображавшие фантастические виды африканского леса или долины с руинами.
Даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином.
Ампир (от французского empire, буквально — империя) первоначально сложился во Франции при Наполеоне I и служил воплощению идей государственного могущества. Потомок классицизма, парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи. Великолепие и зрелищность - вот две главные характеристики ампира.
Поэтому в дизайне интерьера используется богатый декор с мотивами военной эмблематики. Формы массивны и упрощены, подчёркнута монументальность. Убранство помещений в стиле ампир производит впечатление удивительной целостности. Мебель ампира, зачастую, не такая удобная: комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями. Предметы интерьера напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шёлковая обивка мебели. Мебель и предметы интерьера служили прежде всего для презентации и подчёркивания возвышенного положения человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи.
Впервые в истории мебели важную роль стала играть фактура материла. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов (горка, обработанный трельяжем книжный шкаф, состоящий из нескольких частей).
Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала, которых было необычайно много. Кроме привычных мест - над камином, между окнами - они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола между ножками мебели. Из отдельных зеркальных отражений складывался целый иллюзорный мир. Чтобы защитить интерьер от вторжения реальности, окно либо занавешивали, либо, согласно выражению французского архитектора Франсуа Блонделя, совсем отказывались от "дурной манеры сверлить стены". Например, в будуаре Марии Луизы единственное круглое окно находится на потолке, а двери замаскированы. Одну или все четыре стены покрывали так называемые панорамные обои, изображавшие фантастические виды африканского леса или долины с руинами.
Даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином.