Как построить гараж из сэндвич-панелей
Как построить гараж из сэндвич-панелей
Какие панели приобретать
Для строительства гаража наилучшим образом подходят панели с минерально-ватным наполнителем. Плотность и толщина сердечника определяются требованиями звуковой и тепловой изоляции без учета несущих нагрузок.
Металлические сендвич-панели должны иметь двухстороннюю оболочку толщиной до 1 мм. Очень важны состав и прочность защитного покрытия, особенно на внутренней стороне с высокими эксплуатационными нагрузками. Для гаражей рекомендуется пластоизол, полиэфир или оцинковка.
При горизонтальной укладке панелей стандартной длины в 6 метров будет вполне достаточно для боковых стен. А вот заднюю стену лучше сделать на 1–1,4 метра короче, чтобы использовать отрезки на узких участках у ворот. Если имеющейся длины панелей мало, их можно стыковать без разбежки вертикальных швов.
Фундамент для гаража
Основная нагрузка на фундамент складывается из собственного веса конструкции и автомобиля, поэтому пол гаража нужно грамотно усилить. Один из вариантов — полностью отказаться от бетонных работ и установить гараж на винтовых сваях. Их располагают:
с шагом в 100–150 см по линиям колес;
на углах гаража;
промежуточные для стен с шагом в 3 м (располагать соосно центральным рядам).
Глубина вкручивания — до упора в слой грунта с несущей способностью не менее 3,5 кг/см2.
Главный недостаток каркасного пола — отсутствие возможности устроить смотровую яму. Если она необходима, пол в гараже нужен вполне обычный: легкий ленточный фундамент по периметру, заливка чаши ямы и цементной стяжки.
Монтаж каркасного пола
Каждый поперечный ряд центральных свай накрывают швеллером 12 или 14 профиля. Так образуется система несущих лаг пола. Они должны выступать за внешнюю плоскость каркаса не менее чем на толщину используемых панелей.
Поверх несущих лаг необходимо уложить закладные под заезд — по два швеллера с профилем № 8 вдоль каждой линии колес. Для обрешетки остального пола продольно с межосевым шагом в 40–50 см укладывают легкую трубу 40х40х4 мм.
Если уменьшить шаг установки свай по периметру до 1,5 метра, можно вообще не выполнять верхнюю обрешетку: вместо этого к швеллерам подбивается опалубка и заливается монолитная плита из железобетона. Ее прочность обеспечивается двумя сетками из 14 мм профильной арматуры, связанными ниже и выше плоскости несущих лаг с защитным слоем бетона не менее 40 мм.
В ином случае следует сначала устроить черновой пол, накрыв обрешетку 16 мм влагостойкой фанерой, а после укладывать кафельную или тротуарную плитку. Можно также просто покрасить поверхность алкидной или полиэфирной эмалью 5–6 раз и затем обновлять каждый год. Следует помнить, что любой каркасный пол нуждается в утеплении и защите от влаги, поэтому перед настилом фанеры необходимо:
Снизу к лагам закрепить подлаговые балки.
Подшить их необрезной доской.
Заполнить внутреннее пространство пола насыпным утеплителем.
Защитить его сверху барьером пароизоляции, а снизу и по бокам — ветрозащитной мембраной.
Тщательно заделать монтажной пеной все внутренние стыки чернового пола.
Устройство каркаса
Каркас гаража образует клетку с верхним и нижним сплошными венцами по периметру и вертикальными стойками, устанавливаемыми с рекомендуемым шагом крепления панелей и в 20–30 мм с каждой стороны от вертикальных швов. Рекомендуется изготавливать каркас из профильной трубы того же типоразмера, что и на обрешетке пола.
Примечание. Трубы меньшего сортамента использовать не следует: конструкция из тонкого металла получится слишком зыбкой. При ветровых нагрузках панели будут смещаться, что приведет к деструкции швов и наполнителя.
Если ворота гаража стальные распашные, их коробку сразу устанавливают на швеллеры и принимают ее за базовый ориентир. Будет удобна следующая схема монтажа:
На земле собрать для боковых стен рамы из профильной трубы (только периметр).
Рамы стен, параллельных уклону кровли, следует собирать в форме трапеции.
Изготовленные рамы поднимаются вертикально, сверху и снизу соединяются трубами, образуя плоскости передней и задней стен.
По месту вырезаются и крепятся вертикальные стойки.
В проемах окон и ворот размещаются закладные.
Для придания жесткости поверх венца добавляются перекладины по шагу несущих стоек. Они же служат основой для кровли, поэтому укладываются поперек уклона.
Пролет гаража длиной до 4,5 метров накрывается такой же трубой 40х40х4 мм, от 4,5 до 6 метров — трубой не менее 90х90х6,5. Пролет большей длины следует накрывать только ферменными конструкциями из угловой стали.
Каркас крепится к основанию сваркой, болтами или анкерами только после окончательного завершения сборки. Перед дальнейшим проведением работ все металлоконструкции необходимо очистить от ржавчины, обезжирить, прогрунтовать и покрасить. Такие элементы, как кронштейны для полок, лучше приварить к стойкам каркаса заранее.
Обшивка гаража панелями
Сначала к выступающим за каркас швеллерам крепится стартовый профиль, на дно которого наносится небольшое количество монтажной пены и вставляется нижний ряд панелей. Все стыки, вне зависимости от наличия замков, также пропениваются перед укладкой соседнего элемента. Панель крепится стальными самонарезающими винтами с предварительным сверлением без расширителя.
Соединения на углах можно выполнить без угловых панелей:
зарезать торцы под 45°;
хорошо уплотнить стык монтажной пеной;
тщательно покрасить угол, а лучше — покрыть битумной мастикой;
закрыть угловым нащельником или обычным коньком для профлиста.
Торцы несущих швеллеров требуется закрыть отливом, свес которого составляет не менее 160 мм. Вертикальные швы также накрываются нащельниками.
Для устройства вентиляции (не менее 2-х точек) необходимо:
в панели изготовить отверстие 50 мм коронкой;
плотно вставить в него сантехническую трубу с небольшим наклоном наружу;
обрезать трубу с бортиком в 15 мм с каждой стороны, уплотнить силиконом;
установить декоративные решетки.
Укладка и утепление кровли
Перед укладкой кровли необходимо подрезать панели, выступающие над трубой верхнего венца, чтобы образовать равномерный скос торцов стен для плотного примыкания к тыльной плоскости кровли.
Чтобы наверняка исключить продувание под обрешетку кровли, ее лучше тоже накрыть панелями. Они крепятся аналогичным образом в верхний гребень и укладываются вертикальными рядами. В местах стыкования стен с кровлей на трубу и открытый торец панели обильно наносится монтажная пена, дополнительно узел защищают краской/мастикой и угловыми нащельниками с внешней и внутренней стороны.
Остается только закрыть отливами срезы панелей в проемах окон и ворот, а также защитить открытые торцы кровли. Последнее рекомендуется делать только по рекомендованной производителем технологии.
Какие панели приобретать
Для строительства гаража наилучшим образом подходят панели с минерально-ватным наполнителем. Плотность и толщина сердечника определяются требованиями звуковой и тепловой изоляции без учета несущих нагрузок.
Металлические сендвич-панели должны иметь двухстороннюю оболочку толщиной до 1 мм. Очень важны состав и прочность защитного покрытия, особенно на внутренней стороне с высокими эксплуатационными нагрузками. Для гаражей рекомендуется пластоизол, полиэфир или оцинковка.
При горизонтальной укладке панелей стандартной длины в 6 метров будет вполне достаточно для боковых стен. А вот заднюю стену лучше сделать на 1–1,4 метра короче, чтобы использовать отрезки на узких участках у ворот. Если имеющейся длины панелей мало, их можно стыковать без разбежки вертикальных швов.
Фундамент для гаража
Основная нагрузка на фундамент складывается из собственного веса конструкции и автомобиля, поэтому пол гаража нужно грамотно усилить. Один из вариантов — полностью отказаться от бетонных работ и установить гараж на винтовых сваях. Их располагают:
с шагом в 100–150 см по линиям колес;
на углах гаража;
промежуточные для стен с шагом в 3 м (располагать соосно центральным рядам).
Глубина вкручивания — до упора в слой грунта с несущей способностью не менее 3,5 кг/см2.
Главный недостаток каркасного пола — отсутствие возможности устроить смотровую яму. Если она необходима, пол в гараже нужен вполне обычный: легкий ленточный фундамент по периметру, заливка чаши ямы и цементной стяжки.
Монтаж каркасного пола
Каждый поперечный ряд центральных свай накрывают швеллером 12 или 14 профиля. Так образуется система несущих лаг пола. Они должны выступать за внешнюю плоскость каркаса не менее чем на толщину используемых панелей.
Поверх несущих лаг необходимо уложить закладные под заезд — по два швеллера с профилем № 8 вдоль каждой линии колес. Для обрешетки остального пола продольно с межосевым шагом в 40–50 см укладывают легкую трубу 40х40х4 мм.
Если уменьшить шаг установки свай по периметру до 1,5 метра, можно вообще не выполнять верхнюю обрешетку: вместо этого к швеллерам подбивается опалубка и заливается монолитная плита из железобетона. Ее прочность обеспечивается двумя сетками из 14 мм профильной арматуры, связанными ниже и выше плоскости несущих лаг с защитным слоем бетона не менее 40 мм.
В ином случае следует сначала устроить черновой пол, накрыв обрешетку 16 мм влагостойкой фанерой, а после укладывать кафельную или тротуарную плитку. Можно также просто покрасить поверхность алкидной или полиэфирной эмалью 5–6 раз и затем обновлять каждый год. Следует помнить, что любой каркасный пол нуждается в утеплении и защите от влаги, поэтому перед настилом фанеры необходимо:
Снизу к лагам закрепить подлаговые балки.
Подшить их необрезной доской.
Заполнить внутреннее пространство пола насыпным утеплителем.
Защитить его сверху барьером пароизоляции, а снизу и по бокам — ветрозащитной мембраной.
Тщательно заделать монтажной пеной все внутренние стыки чернового пола.
Устройство каркаса
Каркас гаража образует клетку с верхним и нижним сплошными венцами по периметру и вертикальными стойками, устанавливаемыми с рекомендуемым шагом крепления панелей и в 20–30 мм с каждой стороны от вертикальных швов. Рекомендуется изготавливать каркас из профильной трубы того же типоразмера, что и на обрешетке пола.
Примечание. Трубы меньшего сортамента использовать не следует: конструкция из тонкого металла получится слишком зыбкой. При ветровых нагрузках панели будут смещаться, что приведет к деструкции швов и наполнителя.
Если ворота гаража стальные распашные, их коробку сразу устанавливают на швеллеры и принимают ее за базовый ориентир. Будет удобна следующая схема монтажа:
На земле собрать для боковых стен рамы из профильной трубы (только периметр).
Рамы стен, параллельных уклону кровли, следует собирать в форме трапеции.
Изготовленные рамы поднимаются вертикально, сверху и снизу соединяются трубами, образуя плоскости передней и задней стен.
По месту вырезаются и крепятся вертикальные стойки.
В проемах окон и ворот размещаются закладные.
Для придания жесткости поверх венца добавляются перекладины по шагу несущих стоек. Они же служат основой для кровли, поэтому укладываются поперек уклона.
Пролет гаража длиной до 4,5 метров накрывается такой же трубой 40х40х4 мм, от 4,5 до 6 метров — трубой не менее 90х90х6,5. Пролет большей длины следует накрывать только ферменными конструкциями из угловой стали.
Каркас крепится к основанию сваркой, болтами или анкерами только после окончательного завершения сборки. Перед дальнейшим проведением работ все металлоконструкции необходимо очистить от ржавчины, обезжирить, прогрунтовать и покрасить. Такие элементы, как кронштейны для полок, лучше приварить к стойкам каркаса заранее.
Обшивка гаража панелями
Сначала к выступающим за каркас швеллерам крепится стартовый профиль, на дно которого наносится небольшое количество монтажной пены и вставляется нижний ряд панелей. Все стыки, вне зависимости от наличия замков, также пропениваются перед укладкой соседнего элемента. Панель крепится стальными самонарезающими винтами с предварительным сверлением без расширителя.
Соединения на углах можно выполнить без угловых панелей:
зарезать торцы под 45°;
хорошо уплотнить стык монтажной пеной;
тщательно покрасить угол, а лучше — покрыть битумной мастикой;
закрыть угловым нащельником или обычным коньком для профлиста.
Торцы несущих швеллеров требуется закрыть отливом, свес которого составляет не менее 160 мм. Вертикальные швы также накрываются нащельниками.
Для устройства вентиляции (не менее 2-х точек) необходимо:
в панели изготовить отверстие 50 мм коронкой;
плотно вставить в него сантехническую трубу с небольшим наклоном наружу;
обрезать трубу с бортиком в 15 мм с каждой стороны, уплотнить силиконом;
установить декоративные решетки.
Укладка и утепление кровли
Перед укладкой кровли необходимо подрезать панели, выступающие над трубой верхнего венца, чтобы образовать равномерный скос торцов стен для плотного примыкания к тыльной плоскости кровли.
Чтобы наверняка исключить продувание под обрешетку кровли, ее лучше тоже накрыть панелями. Они крепятся аналогичным образом в верхний гребень и укладываются вертикальными рядами. В местах стыкования стен с кровлей на трубу и открытый торец панели обильно наносится монтажная пена, дополнительно узел защищают краской/мастикой и угловыми нащельниками с внешней и внутренней стороны.
Остается только закрыть отливами срезы панелей в проемах окон и ворот, а также защитить открытые торцы кровли. Последнее рекомендуется делать только по рекомендованной производителем технологии.